ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы МКОУ «НОШ №13» п. Бобровский)
Польянова Тамара Александровна
кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Распад существующей долгие годы пионерской организации,
способствовавшей формированию социального опыта подростков, повлек за собой
лишение возможности создавать новые детские организации из-за отсутствия и
материальных условий, и методического и педагогического обеспечения.
Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из
факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате
понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к
труду. В детской среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в
завтрашнем дне.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности,
умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и
самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость
акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. За последние
годы именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые
коснулись целей, задач, содержания и педагогически технологий. Педагогические коллективы школ ищут различные
пути реализации своих функций, которые представляют собой поиск и открытие
новых способов педагогических решений.
В начальной общеобразовательной школе п. Бобровский также идёт инновационный процесс, который
включает в себя формирование и развитие нового явления в школе: детской
общественной организации «Солнечная страна».
Детская общественная организация (ДОО) - самодеятельное,
самоуправляемое на основе устава равноправное объединение детей и взрослых,
созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов
объединившихся. Детские общественные организации - единственный социальный
институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и
возможность действовать от своего имени и в своих интересах.
Мы понимаем социализацию ребенка в детской общественной организации как
диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых
социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания
путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта
социального взаимодействия детей и взрослых.
Социализация ребенка в детской организации предполагает его развитие во
взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в
мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда
обеспечивалось включение ребенка в реальные социальные личностно-значимые
отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание
ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие.
Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в
процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в
ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя
путь "проб и ошибок”, ребенок научается приобретать знания, умения, опыт,
навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять
ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в
ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.
Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются
естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои
потребности и интересы: познавательные, трудовые, экологические и т.д. Различные
инновации внедрены в практику социальной работы
в детской общественной организации «Солнечная страна». Например, в
рамках организации общешкольной инновационной деятельности по гражданско-патриотическому
воспитанию член ДОО включён в
реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром.
Младшие школьники участвуют в организации и проведении избирательной
кампании «Нам жизнь дана на добрые дела», в познавательных играх в клубе «Эрудит»,
во встречах с интересными людьми в Творческой Гостиной и экспедиции на Остров Детства. Социально-значимые
акции никого не оставляют равнодушными: «Земляки на службе» - переписка с
солдатами-земляками, «Доброе сердце растопит снег» - концерты в больнице,
«Обелиск у дороги» - уход за памятниками в посёлке, «Монета жизни» - сбор
средств в Фонд «Дети Земли», «Коробка храбрости» - сбор игрушек для детей в
Бобровскую больницу, флэш-моб «Смайлик».
Наш опыт работы позволил выявить ведущие условия, которые обеспечивают
выбор детьми вариантов деятельности в детской общественной организации: разнообразие
и интенсивность деятельности; широкий набор социальных ролей при организации
совместной деятельности детей; расширение зоны общения и взаимодействия ребенка
в детской общественной организации путем создания клубов по интересам, творческих
групп.
В результате вся работа по социализации в ДОО «Солнечная страна»
помогает ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах,
существующих в обществе, научиться чувствовать и понимать других людей, приобщиться
к общественным ценностям.
|